Cause two can keep a secret If one of them is dead.
А вот вам, ребятки, цитатка из моего завтрашнего доклада по Риторике:
Читат.Прежде чем начать, стоит объяснить, что фраза, использованная мною в примерах, хоть изначально и призвана выражать чёткое и недвусмысленное эмоциональное отношение, здесь использована исключительно как набор слов, на котором и будут показаны приёмы звукового оформления речи. Она не выражает мнение автора данного доклада, не является пропагандой или антипропогандой. Это // просто // слова. И показать это, так же как и то, что смысл их зиждется на интонации – главная моя задача. Авторство этой фразы принадлежит известному блогеру Алексею Навальному: «Единая Россия // – это партия жуликов // и воров».
=^.^= =^.^= =^.^= =^.^= =^.^= =^.^= =^.^= =^.^=
upd.
Кого интересует доклад целиком, он не очень большой.В данном докладе я постараюсь не касаться вопросов словесного содержания текста и его структуры, а целиком посвящу его безбрежному течению звуков, приёмам, которые без слов ничего из себя не представляют, но без которых сами слова – ничто. Хотя, по этой же причине, оторваться от смысла совершенно, у меня не выйдет.
Прежде чем начать, стоит объяснить, что фраза, использованная мною в примерах, хоть изначально и призвана выражать чёткое и недвусмысленное эмоциональное отношение, здесь использована исключительно как набор слов, на котором и будут показаны приёмы звукового оформления речи. Она не выражает мнение автора данного доклада, не является пропагандой или антипропагандой. Это // просто // слова. И показать это, так же как и то, что смысл их зиждется на интонации – главная моя задача. Авторство этой фразы принадлежит известному блогеру Алексею Навальному: «Единая Россия // – это партия жуликов // и воров».
Перед тем, как рассказать, собственно об интонации, паровозике ораторской речи, я бы хотел рассказать о самом, на мой взгляд важном, хотя и призванным быть незаметным, приёме : о паузе. По взятому в Википедии определению, Пауза — временное молчание, перерыв в звучании музыкального произведения в целом или какой-либо его части. Не слишком напрягаясь, можно перенести это значение на звучание как таковое. Пауза задаёт логические ударения в тексте. «Единая Россия // - это партия жуликов // и воров». Если ужать это высказывание ещё сильней, получится, «Единая Россия // жуликов // воров». Три основных понятия данного высказывания. (слово «Единая» не выкидывается, т.к. произносится как одно слово со словом «россия» - «Единаяроссия».) А теперь следите за руками: «Единая // Россия – это партия // жуликов и воров». Основные понятия: Россия – партия. Комментарии, думаю, излишни. Как можно было заметить, в построении этих фраз использовались не только паузы, а это значит, что мы подходим к основной части. Встречайте - // интонация!
Для простоты – для быстроты выделим три основных составляющих интонации, с которыми оратору следует работать тщательнее всего. Это Тембр, Темп и Интенсивность звучания. Начнём, пожалуй, с конца.
Интенсивность звучания или, попросту, громкость, разумеется, чрезвычайно важна. Громкая речь выражает уверенность говорящего, его эмоциональную вовлечённость, тогда как очень тихая речь – наоборот, указывает либо на безразличие говорящего, что может быть результатом маловажности текста, либо на неуверенность. Выделение одного слова в тексте (часто, кстати, влекущее за собой паузу) призвано поставить это слово в главенствующую позицию. «Единая Россия // - ЭТО // партия жуликов и воров». Я выделил слово «это» и фраза потеряла всякий смысл. Имеет место также такое явление как наращивание интенсивности. С помощью этого приёма оратор готовит аудиторию к произнесению ключевого слова – доминанты по интенсивности. «ЕДИНАЯ РОССИЯ// –> это партия ЖУЛИКОВ // и воров». Вы слышите громкое «Единая Россия», ждёте продолжения, и находите его в сравнимом по громкости слове «жуликов», к которому вас подводит наращивание звучности. Эти равные по громкости (а, следовательно, и значимости) слова сливаются в единую смысловую конструкцию, которая и будет воспринята слушателем, то что между ними – уже не так важно. «ЕДИНАЯ РОССИЯ // - рыба кошка ЖУЛИКИ // и конфета».Таким образом, при подготовке речи, интенсивностью звучания, как на уровне всего текста, так и на уровне каждой фразы, следует заниматься одновременно с расстановкой пауз.
Темп. Он же Скорость речи. Следует разделить общий темп всего, так сказать, «абзаца» и каждой конкретной фразы (и слова). Скорость произношения слов зависит, в основном от долготы гласной под ударением, но и здесь паузы играют свою роль. Помните, в начале доклада я сказал «Это // просто // слова». Здесь в общей канве текста появилась остановка, стоп. И хотя сами слова я произносил как обычно, темп речи резко упал. Это поспособствовало тому, что фраза запомнилась. В обыыыычном же слууучае – это длиннааа глааасной под удареееением. Быстрый темп – темп напряжения, мееедленный – темп успокаивающий. При построении речи надо держать баланс, чтобы слушающий не уснул, но и не перенапрягся. Так фраза «Едииииная Россиииия – это паааартия жуууликов и ворооов» будет рассматриваться как нечто само собой разумеющееся и не вызовет ответной реакции аудитории, тогда как «единая россия – это партия жуликов воров» - уже похоже на пощёчину, и дело десятое, кому.
Тембр – самая сложная часть интонации, двух слов здесь явно мало, он достоин отдельной работы, скажу только, что тембр управляет самыми тонкими элементами смысла. Он работает на самом мелком уровне из всех, на уровне каждого звука. Развитие навыка управления тембром – самое тяжёлое в ораторском искусстве.
Ну и осталось отдельный, стоящий несколько поотдаль приём – ритм. Ритмизация текста характерна, скорее, для стихов, но порой и прозаический текст включает в себя ритмизированные участки. «едИная россИя (это) пАртия жУликов и вОров». Я намеренно исказил ударение в последнем слоге , чтобы ритмизировать пример. Правильно использованный ритм вводит слушателя в несколько особое состояние, когда тот воспринимает ритмизированный текст гораздо ближе к сердцу, нежели обычно. Но это, как говорится, высший пилотаж.
Какой можно дать совет пишущему речь? Воспринимайте свой текст как музыку, читая его, помните об этих приёмах, но и не забывайте смотреть на произведение в целом. Каждый конкретный кусок вашего рассказа должен вливаться в общий поток речи. Тогда и слушать будет удобно и приятно.
Спасибо за внимание.
Читат.Прежде чем начать, стоит объяснить, что фраза, использованная мною в примерах, хоть изначально и призвана выражать чёткое и недвусмысленное эмоциональное отношение, здесь использована исключительно как набор слов, на котором и будут показаны приёмы звукового оформления речи. Она не выражает мнение автора данного доклада, не является пропагандой или антипропогандой. Это // просто // слова. И показать это, так же как и то, что смысл их зиждется на интонации – главная моя задача. Авторство этой фразы принадлежит известному блогеру Алексею Навальному: «Единая Россия // – это партия жуликов // и воров».
=^.^= =^.^= =^.^= =^.^= =^.^= =^.^= =^.^= =^.^=
upd.
Кого интересует доклад целиком, он не очень большой.В данном докладе я постараюсь не касаться вопросов словесного содержания текста и его структуры, а целиком посвящу его безбрежному течению звуков, приёмам, которые без слов ничего из себя не представляют, но без которых сами слова – ничто. Хотя, по этой же причине, оторваться от смысла совершенно, у меня не выйдет.
Прежде чем начать, стоит объяснить, что фраза, использованная мною в примерах, хоть изначально и призвана выражать чёткое и недвусмысленное эмоциональное отношение, здесь использована исключительно как набор слов, на котором и будут показаны приёмы звукового оформления речи. Она не выражает мнение автора данного доклада, не является пропагандой или антипропагандой. Это // просто // слова. И показать это, так же как и то, что смысл их зиждется на интонации – главная моя задача. Авторство этой фразы принадлежит известному блогеру Алексею Навальному: «Единая Россия // – это партия жуликов // и воров».
Перед тем, как рассказать, собственно об интонации, паровозике ораторской речи, я бы хотел рассказать о самом, на мой взгляд важном, хотя и призванным быть незаметным, приёме : о паузе. По взятому в Википедии определению, Пауза — временное молчание, перерыв в звучании музыкального произведения в целом или какой-либо его части. Не слишком напрягаясь, можно перенести это значение на звучание как таковое. Пауза задаёт логические ударения в тексте. «Единая Россия // - это партия жуликов // и воров». Если ужать это высказывание ещё сильней, получится, «Единая Россия // жуликов // воров». Три основных понятия данного высказывания. (слово «Единая» не выкидывается, т.к. произносится как одно слово со словом «россия» - «Единаяроссия».) А теперь следите за руками: «Единая // Россия – это партия // жуликов и воров». Основные понятия: Россия – партия. Комментарии, думаю, излишни. Как можно было заметить, в построении этих фраз использовались не только паузы, а это значит, что мы подходим к основной части. Встречайте - // интонация!
Для простоты – для быстроты выделим три основных составляющих интонации, с которыми оратору следует работать тщательнее всего. Это Тембр, Темп и Интенсивность звучания. Начнём, пожалуй, с конца.
Интенсивность звучания или, попросту, громкость, разумеется, чрезвычайно важна. Громкая речь выражает уверенность говорящего, его эмоциональную вовлечённость, тогда как очень тихая речь – наоборот, указывает либо на безразличие говорящего, что может быть результатом маловажности текста, либо на неуверенность. Выделение одного слова в тексте (часто, кстати, влекущее за собой паузу) призвано поставить это слово в главенствующую позицию. «Единая Россия // - ЭТО // партия жуликов и воров». Я выделил слово «это» и фраза потеряла всякий смысл. Имеет место также такое явление как наращивание интенсивности. С помощью этого приёма оратор готовит аудиторию к произнесению ключевого слова – доминанты по интенсивности. «ЕДИНАЯ РОССИЯ// –> это партия ЖУЛИКОВ // и воров». Вы слышите громкое «Единая Россия», ждёте продолжения, и находите его в сравнимом по громкости слове «жуликов», к которому вас подводит наращивание звучности. Эти равные по громкости (а, следовательно, и значимости) слова сливаются в единую смысловую конструкцию, которая и будет воспринята слушателем, то что между ними – уже не так важно. «ЕДИНАЯ РОССИЯ // - рыба кошка ЖУЛИКИ // и конфета».Таким образом, при подготовке речи, интенсивностью звучания, как на уровне всего текста, так и на уровне каждой фразы, следует заниматься одновременно с расстановкой пауз.
Темп. Он же Скорость речи. Следует разделить общий темп всего, так сказать, «абзаца» и каждой конкретной фразы (и слова). Скорость произношения слов зависит, в основном от долготы гласной под ударением, но и здесь паузы играют свою роль. Помните, в начале доклада я сказал «Это // просто // слова». Здесь в общей канве текста появилась остановка, стоп. И хотя сами слова я произносил как обычно, темп речи резко упал. Это поспособствовало тому, что фраза запомнилась. В обыыыычном же слууучае – это длиннааа глааасной под удареееением. Быстрый темп – темп напряжения, мееедленный – темп успокаивающий. При построении речи надо держать баланс, чтобы слушающий не уснул, но и не перенапрягся. Так фраза «Едииииная Россиииия – это паааартия жуууликов и ворооов» будет рассматриваться как нечто само собой разумеющееся и не вызовет ответной реакции аудитории, тогда как «единая россия – это партия жуликов воров» - уже похоже на пощёчину, и дело десятое, кому.
Тембр – самая сложная часть интонации, двух слов здесь явно мало, он достоин отдельной работы, скажу только, что тембр управляет самыми тонкими элементами смысла. Он работает на самом мелком уровне из всех, на уровне каждого звука. Развитие навыка управления тембром – самое тяжёлое в ораторском искусстве.
Ну и осталось отдельный, стоящий несколько поотдаль приём – ритм. Ритмизация текста характерна, скорее, для стихов, но порой и прозаический текст включает в себя ритмизированные участки. «едИная россИя (это) пАртия жУликов и вОров». Я намеренно исказил ударение в последнем слоге , чтобы ритмизировать пример. Правильно использованный ритм вводит слушателя в несколько особое состояние, когда тот воспринимает ритмизированный текст гораздо ближе к сердцу, нежели обычно. Но это, как говорится, высший пилотаж.
Какой можно дать совет пишущему речь? Воспринимайте свой текст как музыку, читая его, помните об этих приёмах, но и не забывайте смотреть на произведение в целом. Каждый конкретный кусок вашего рассказа должен вливаться в общий поток речи. Тогда и слушать будет удобно и приятно.
Спасибо за внимание.
@темы: буквы складываются в слова, слова - в предложения, это вызывает беспокойство...